Как читать и понимать русскую икону

Путеводитель по этому загадочному виду искусства

Икона-неотъемлемая часть не только русской культуры, но и Европы Средневековья, которая имела иную хронологическую хронологию, чем на Руси.

В отличие от западноевропейских стран, русское искусство пропустило Ренессанс. Средневековье в России длилось с конца x века, когда ранняя Русь приняла христианство, до рубежа xvii и xviii веков, когда Петр I взошел на престол и направил культуру страны в другое русло. Однако развитие иконы никогда не прекращалось, и позже иконы и святые картины писались для новых церквей, где можно было найти следы искусства барокко и рококо, классицизма и модерна. Место где можно купить, продать икону в Москве.

Тем не менее основные принципы развивались в течение семи предшествующих столетий, когда церковное искусство преобладало над светским.

Обратная перспектива
Главной особенностью изобразительного языка русской иконы и принципиальным ее отличием от западноевропейской традиции является использование обратной перспективы. Обратная перспектива-это рисунок с исчезающими точками, расположенными вне картины, что создает иллюзию того, что эти точки находятся «перед» картиной. Таким образом, святые или сцена из Священного Писания, изображенные на иконе, переносятся в пространство между зрителем и плоскостью иконы.

Образ становится окном в священный мир, невидимым для человеческого глаза и неподвластным логике. Благодаря обратной перспективе перед зрителем открывается мир, поражающий своим космическим масштабом.

Интересно, что даже когда древнерусские иконописцы познакомились с линейной перспективой, они не использовали этот прием в иконописи, потому что он не соответствовал назначению и смыслу иконы.

Композиция
Во всех древних иконах деревянная панель имеет заметное углубление, называемое «ковчег» (урезанная центральная часть иконописной панели), где помещается изображение. Это позволяет отделить земной мир, в котором живет зритель, от небес, изображенных на иконе.

Композиция иконы свободно объединяет события, происходившие в разное время. Например, икона Успения Пресвятой Богородицы включает в себя смерть Марии, вознесение ее души Христом и ангелами на Небо, скорбь апостолов у ее смертного одра и полет апостолов сквозь облака с четырех сторон Земли, чтобы проститься.

Ключевое событие не просто помещается в центр, но и подсвечивается, фокусируясь на нем. При этом зритель сразу схватывает суть, а затем, заглянув в икону, постигает детали повествования.

Золотой фон

Русская икона как явление была открыта только в начале 20 века, когда реставраторы научились удалять с поверхности многовековую грязь и копоть свечей.

До этого икона считалась древним мрачным искусством, но все это изменилось, когда яркие и сияющие картины сумели вырваться из темных слоев старой грязи, сажи и лака.

Золотой фон икон-символ духовного мира и божественного сияния. Он передает великолепие Царства Небесного, где нет ночи.

Вот почему складки и части одежд Христа, Девы Марии и святых были окрашены золотом. Иногда золотой цвет заменялся желтой краской, но смысл оставался прежним.

Цвет
В иконе каждый цвет имеет свое значение.

Серый-единственный цвет, который никогда не используется в значке. Смесь белого и черного или добра и зла воспринималась как цвет неопределенности и пустоты. Он традиционно считался неуместным в иконописи.
Черный цвет слоновой кости
Черная слоновая кость, также известная как костяной обугливатель, первоначально была получена путем сжигания слоновой кости и смешивания полученного древесного угля с маслом. Цвет все еще сделан сегодня, но обычные кости животных заменяют слоновую кость.
Кобальт
Слово кобальт происходит от немецкого кобальт, от кобольд означает «гоблин», суеверный термин, используемый для руды кобальта шахтерами.
Кармин

Кармин можно получить из кошенили путем кипячения высушенных насекомых в воде для извлечения карминовой кислоты, а затем обработки прозрачного раствора квасцами.

Идеальная форма

Круг как наиболее гармоничная и совершенная форма-это еще один способ обозначения небес, в отличие от квадрата, символизирующего Землю. На иконе видны нарисованные круговые ореолы святых.

Иконописцы часто помещают фигуры Христа и Девы Марии в круглые или овальные мандорлы в моменты их славы.

Канон
Иконографические изображения подчинены Канону, который был заимствован из Византии и дополнен и частично переработан русскими мастерами.

На практике это означает, что иконописцы пользовались калькой-контурным трафаретом и так называемыми иконописными путеводителями с подробными описаниями каждого святого.

Была ли у Святого округлая или острая борода, был ли он молод или стар и какого цвета была его одежда – все эти детали помогают зрителю понять икону.

Нимб с крестом
Только у Христа нимб с крестом
Три звезды
Если вы видите три звезды на плечах и на лбу, то это Божья матерь.
Шкатулка и ложка
Маленькая шкатулка с лекарствами и ложка-атрибуты святого Пантелеимона Целителя
Крест в руках
Мученики умершие за веру изображаются с крестом в руках
Белый платок, закрытые веки
Одна из самых почитаемых святых – матрона Московская, жившая в первой половине 20 века, изображена с закрытыми веками над пустыми глазницами.

Модель храма
Миниатюрная модель храма или монастыря на ладони отсылает к одному из самых почитаемых святых Русской Православной церкви – так изображен Сергий Радонежский.
Некоторые образы не так легко понять. Например, можно увидеть небольшие кружочки с такими же крыльями, какие были у ангелов на Новгородской иконе xiv века «Отцы с избранными святыми» (которая представлена в собрании Третьяковской галереи). Таким образом, с византийских времен эти образы были описаны в Библии, но они не были олицетворены небесными добродетелями.
Жития святых

Агиографические иконы получили широкое распространение в России. Они сосредоточены на жизни святых от их рождения до канонизации и прославления.

Вокруг центрального поля, на котором изображен святой, расположены пограничные сцены – череда небольших эпизодов, изображающих самые важные моменты его жизни.

Необходимо изучить значок слева направо и сверху вниз, т. е. Начиная с верхнего левого угла, сначала верхний ряд, а затем левый и правый сцены вокруг центрального изображения.

Оклад

Традиция защищать наиболее почитаемые иконы с «окладом», оправой из золота или серебра с драгоценными камнями, зародилась в византийском искусстве. Однако в России это имеет особое значение.

Символически декорация играла ту же роль, что и золотой фон – она показывала свет и красоту Божьего мира. Короли и императоры заказывали их у лучших ювелиров и теперь они свидетельствуют о развитии декоративно-прикладного искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KateCloud.Site
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: